Я - юный фотограф • Урок 5. Ля-минор в фотографии. Разбираемся в композиции
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд, а другие оставляют его равнодушным? А потому что для создания фотографии недостаточно только сделать снимок. Необходимо правильно разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Это и есть композиция.
Композицию в фотографии не надо путать со школьными уроками по музыке. Композиция - это не сложные, но очень важные правила съемки, чтобы ваша фотография смотрелся красиво и гармонично. Без знаний этих основных приемов сделать приличную фотографию просто невозможно. Сегодня мы с вами, наши юные фотографы, и разберемся с этой самой композицией. Поехали?!
Правила, правила... Почему именно надо их соблюдать? Откуда они взялись? Все просто: человеческий глаз и мозг устроены определенным образом, и эти правила — итог наблюдений за их поведением. Правила композиции были известны ещё в древнем Египте, их изучали Евклид и Леонардо да Винчи, и они актуальны до сих пор. Их соблюдение придает фотографиям естественности и притягивает внимание зрителя.
1-е правило композиции. Правило нечетного числа
Данное правило гласит, что снимок становится привлекательнее, если на нем изображено нечетное число предметов. Это правило делает фотографию более привлекательной и интересной человеческому глазу. Например, фотография четырех ягод является весьма мягкой и скучной. Трудно найти центр фокусировки в этом изображении:
Хотя снимок похож на предыдущую фотографию, нечетное число земляник делают ее более интересной:
Причина проста – когда на фотографии нечетное число объектов, найти среди них средний предельно просто. Смотреть на такую фотографию нам приятнее. Понятно, что правило работает не везде и всегда, если мы фотографируем, например, родителей - то их только двое. Но, где это возможно, используйте правило "нечетного числа".
Сложно? Абсолютно нет! :)
2-е правило композиции. Правило третей
Данное правило гласит, что мы должны разделить наш снимок на три части по горизонтали, и на три части по вертикали. То есть, провести 4 воображаемые линии, вот так:
Вы, наверное, заметили, что практически во всех фотоаппаратах такую сетку из 4х линий можно вывести в видоискатель или экран фотоаппарата? И, наверное, вы отключили их, не понимая, зачем они нужны...
Находим, как показать на экране (или в видоискателе) вашей фотокамеры сетку "правила третей" при помощи инструкции или родителей и включаем!
Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Считается, что человеческий глаз в первую очередь смотрит именно в эти точки, поэтому и снимок в данном случае кажется более красивым.Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:
Горизонт никогда не должен делить наш снимок пополам. Она располагается в нижней трети снимка, добавляя нашему снимку глубины и красоты. Наши глаза автоматически фокусируются на линиях, делящих снимок на три равных части:
Вы еще можете услышать о правиле "золотого сечения" - оно очень похоже на правило третей, и вам его будет знать достаточно. И снова ничего сложного, правда? :)
3-е правило композиции. Правило пространства
Правило пространства – это иллюзионное правило, оно придает снимку больше движения, действия. Вы должны оставлять больше пространства на фотографии перед объектом или направлением взгляда, и зритель будет видеть как бы продолжение действия. Например, пространства перед бегуном заставляет фотографию выглядеть более активной:
А так делать снимок нельзя:
В портрете надо оставлять больше места, куда смотрит человек - создается впечатление, что он смотрит «куда-то вдаль»:
4-е правило композиции. Диагоналей
Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Чаще всего эти линии должны вести взгляд к тому, что вы хотите снять. Диагонали придают снимку глубину. Изначально кажется, что всё это сложно. Но стоит попрактиковаться, как вы начинаете подбирать такие композиции практически на автомате:
5-е правило композиции. Акцент
Акцент – это способ обратить внимание зрителя на главном объекте или важной детали при цветового акцента. В сочетании с другими правилами композиции этот прием дополнительно усиливает притяжение.
Есть еще много правил. Но для правильного построения фотографии вам, друзья, для начала надо запомнить и научиться применять пять, о которых мы вам рассказали.
И наша традиционное домашнее задание:
1. Сделайте снимок природы, расположив линию горизонта по центру кадра и по правилу третей.
2. Попрактикуйтесь в применении правил диагонали и третей.
3. Сделайте несколько снимков друзей или родителей, применив правило пространства. Запомните его хорошо. Попробуйте сфотографировать не быстро едущую машину с применением этого правила.
Вам понравился результат?
Ваши вопросы и результаты домашнего задания мы ждем на форуме сайта. Всего вам фотографического!